Category archives: Но сердце мое снова горит

<Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Главная мысль молитвы "Отче наш" Обычно при толковании молитвы "Отче наш" объясняются отдельные части или прошения молитвы "Отче наш", а затем отдельные слова.

И я нигде не помню, чтобы мне приходилось читать общий синтез, обзор или резюме этой молитвы - то есть ее главную мысль, основной дух, который пронизывает все отдельные части и придает ей общий тон. Во всяком случае, я часто задавал себе этот вопрос, но не сразу находил ответ: отдельные, частные молитвы все же так или иначе понимались, но трудно было обобщить их в нечто целое, единое, главенствующее.

Но если мы теперь зададимся целью прояснить в меру наших скудных сил эту молитву, то естественно прежде всего задаться целью раскрыть эту основную, всепроникающую мысль и дух ее.

Не может быть, чтобы в Божественной молитве Господа Иисуса Христа были указаны только отрывочные мысли, не связанные единым центром. Напротив, здесь мы особенно обязаны различать цельность и единство в силу того, что религиозная жизнь требует исключительной концентрации, сосредоточения всей личности, целостного устремления души.

Как Сам Бог есть высшая Простота, Единство, свободное от всякой сложности и раздельности, так и от Своих молитв Он требует того же. В чем же тогда суть? Каков основной дух молитвы "Отче наш"? Что в ней главное и объединяющее? Когда я, малоумный и грешный человек, задумался над этим вопросом, ответ дался мне нелегко.

И только когда я узнал все отдельные прошения этой молитвы, я смог, с Божьей помощью, увидеть необыкновенное единство всей молитвы. И тогда оказалось, что она настолько проста и настолько необходима, что верующему человеку даже невозможно думать иначе.

В самом деле, давайте немного задумаемся над основным вопросом религии любого рода, даже: в чем суть веры? Вот очевидный и обязательный ответ. Бог для верующего - это все. Все, решительно все, без малейших ограничений, должно быть отдано Богу. Любое разделение, отделение от Бога, что бы то ни было, должно рассматриваться как потеря веры или даже как измена Богу. Конечно, в жизни это трудно, но так должно быть в идеале, в цели. И Сын Божий не мог научить людей молиться иначе, чем с полной отдачей себя Богу. <Он Сам молился и жил так, исполняя не Свою волю, а волю Отца, и Он мог научить Своих учеников тому же. Вот почему Он учил: "Ты должен любить Бога твоего всем сердцем твоим, и всем разумением твоим, и всем разумением твоим. Без остатка". И еще: "Не можете работать для Бога и маммоны". Бог как единственное благо - "Никто не благ, кроме одного Бога", - сказал Сын Божий. Как единственное "Существо", как единственный источник жизни, всякого блага, блаженства, смысла и цели всего существующего, созданного Им, Бог должен быть единственным объектом молитвы и жизни для творения - не только для ангелов, но и для людей.

Если мы сейчас, хотя бы кратко и просто, без особой глубины, окинем общим взором всю молитву "Отче наш" и отдельные ее части, то довольно легко увидим эту основную идею, которая выражается одним этим словом - Бог. Или, говоря более кратко: все к Богу и все от Бога. Само обращение к Богу, сама просьба к Нему, как к Единому Дарителю всего, сразу же связывает наши души с Ним: мы обращаем наши сердца и умы "туда", к Нему.

И содержание последующих молитв покажет нам, что Он действительно является единым центром всего и для всего, как на небе, так и на земле. И даже сама форма прошения - "дай", "оставь", "избавь", и обращение к Богу, как живому слушателю молитв, во втором лице - "имя Твое", "Царство Твое", "воля Твоя", как и в других молитвах, - все это приводит наш дух в непосредственное общение с Богом. Вся личность притягивается к Богу. И так во всей молитве "Отче наш". Единственное место, где в третьем прошении упоминается "земля", как мы увидим, не нарушает эту основную сосредоточенность на Боге, а скорее еще больше утверждает ее.

Подобным образом, упоминание "хлеба насущного" является лишь новым подтверждением полного посвящения души Богу, выходящего за рамки самой незначительной заботы о насущном. Все остальное принадлежит непосредственно Богу.

Поэтому можно и нужно сказать, что основная идея, главная мысль молитвы "Отче наш" - это Бог; суть обращения души - это Бог. Вторая, и уже производная, мысль от этой первичной идеи - это мысль об отношении к миру. Иногда у особенно светских толкователей возникает тенденция использовать слова молитвы "Отче наш" для оправдания этой земной жизни, для освящения всего человеческого множества в создании культуры или, как говорили раньше, для создания "Царства Божьего на земле".

Для этой цели такие толкователи всячески пытались приспособить слова молитвы "Да приидет Царствие Твое"-на земле, на социальной и нравственной организации гражданских порядков, а "Да будет воля Твоя"...на земле. Такая тенденция особенно была и есть у протестантских движений и обществ, а одно время у так называемых "верующих" и обновленцев, захвативших довольно широкие круги не только "неохристианской" интеллигенции Петербурга, но даже значительные ряды духовенства в России.

И по сей день мы часто можем встретить подобные рассуждения в среде верующих. Однако, не вдаваясь в предметное рассмотрение этого вопроса в данном разделе, мы должны решительно сказать, что в Молитве Господней не только нет подобного материала, но, напротив, вся Молитва проникнута совершенно противоположным духом мироотречения и надземности. Конечно, не всем это может нравиться, кто-то может даже протестовать, восставать против такого направления христианства - это его дело, его свободный выбор; но использовать молитву "Отче наш" в таких "земных" целях - значит идти против самоочевидной истины.

В действительности, в этой молитве как раз наоборот, все отвлекает нас от земли, отрывает нас от привязанности к ней и от нашего многосознания, обращает нас к Тому, от Кого все. Достаточно беглого просмотра прошений, и мы увидим, что вся молитва - надземная. <И эти прошения о "земле" только еще больше подтверждают нам, как мало места отведено ей: только "хлеб" - один, и тот только на один день. Другие прошения, приведенные выше, еще сильнее говорят не о привязанности к земле, а скорее о небесном, о Боге. И это совершенно необходимо: отречение от мира - лишь оборотная сторона религии, мера любви к Богу. Иначе и быть не может в молитве, которая дана нам Самим Богом, Сыном Божьим.

Он пришел призвать нас не на землю, а с земли на небо! Третье, менее выпуклое, общее направление молитвы можно обозначить общеупотребительным словом: спасение души. Это особенно заметно в последних трех прошениях о грехе, искушении и лукавом; но оно пронизывает и другие слова молитвы.

Я могу сказать иначе: характер молитвы "Отче наш" - духовный. Нет необходимости много говорить об этом: вся религия направлена не на материальную заботу о человеке, а на духовную заботу о его душе.

Если два последних общих, основных признака вытекают из главного, то можно повторить, что главная мысль молитвы "Отче наш" - устремление к Богу. Все - к Богу, все - от Него. В дополнение к этому я хотел бы отметить еще одно настроение ума, которое должно поселиться в нашем сердце, когда мы читаем эту молитву, - настроение надежды. Молитва "Отче наш", от самого первого слова - "Отче" - до просьбы об избавлении от лукавого, до последнего обоснования наших просьб о том, чтобы мы все были в Его Царстве, что Ему все возможно, что все это для Его собственной славы - вся молитва приводит нас к такому упованию на Бога, как наши собственные дети надеются на своего отца, на свою мать.

И эта надежда - не простое легкомыслие, вызванное нашей греховной слепотой, нет! И поэтому пусть каждый из нас - каким бы грешным он ни был - придет с этим светлым настроением надежды! Ибо Бог хочет только дать, освятить, спасти, избавить нас! И все это Он делает Сам, нам остается только просить Его, молиться!

Так мало!... Так легко!.. И даже грешнику не нужно совершать никаких особых подвигов или бороться с собой в молитве, просто попросить: оставь, прости, покрой!!!!. Разве что единственное условие - "как мы прощаем". А в других прошениях уже не ставятся никакие наши дела. Только молиться, только просить! И Он все устроит... Даже о "хлебе" разрешается молиться, хотя для верующего это совсем не в кайф.

Так что, даже с нашими маленькими нуждами мы можем с надеждой прибегать к нашему Отцу. И поэтому, когда вы читаете молитву "Отче наш", пусть в вашем сердце будет мирный дух, дух надежды на то, что Он все слышит, что Он все может, что Он хочет сделать для нас все хорошее. Пусть дух лукавого не придумывает, что Бог - суровый судья, что Он всегда наказывает нас, что Он не простит, не даст! Нет, нет! Он - Отец, и Он дает все безвозмездно: только просите и молитесь по-детски, с доверием, с надеждой.

И сама эта надежда будет лучшей жертвой Ему с нашей стороны, вместо всех наших собственных подвигов и добрых дел. Так нас научил молиться не человек, а Сам Сын Божий - Бог! Он знает, как мы должны молиться. Но с самого начала нашего подхода к молитве мы должны поставить себя в указанные основные состояния: стремиться всецело к Богу и непременно с надеждой на Него, оставив "всякое житейское помышление" ради малого куска хлеба; и это опять-таки - ради Бога.

Есть еще одно общее для всех прошений молитвенное состояние: это молитва, которую мы редко замечаем, не одна, не от себя, не за себя только, а за всех, от имени всех нас. Но эту особенность, очень важную и очень часто забываемую на практике, мы оставим до подробного толкования молитвы "Отче наш".

Пока же просто кратко отметим ее... И давайте не будем забывать об этом! Мы не забудем об этом просто потому, что мало кто из нас задумывался об универсальности молитвы. Многие просто впервые услышали об этом. Эта забывчивость случалась и часто случается с нами, недостойными. Я также считаю это полезным, чтобы принести немного утешения нашим земным сердцам и умам. У нас на земле столько забот, печалей, нужд, вопросов, бед, скорбей, личных и служебных, общественных и житейских задач, что невольно смущаешься и малодушествуешь от такой "строгости" и сверхмирского духа молитвы "Отче наш": неужели Бог не позволит нам просить Его о наших больных, пусть и не высоких, нуждах? <Разве Он не заботится о наших маленьких и больших бедах? Неужели Он не заботится о нашей несчастной планете с ее миллионами несчастных детей Его? Нет, дорогие братья, не заботится!

Эта молитва дана нам не для скорби, но для утешения, мира и радости еще здесь, на земле. Мы не забыты со своими нуждами. Но вопрос в том, как их удовлетворить? И ответ на него дан в молитве "Отче наш".

Правда, этот ответ не такой, к какому мы привыкли - особый ответ, божественный, мудрый, поразительно простой в своей глубине. Но ответ есть. Но если бы мы следовали ему, насколько легче было бы решить все "мирские" вопросы общества!

Навигация

thoughts on “Но сердце мое снова горит

  1. Да таков наш современный мир и боюсь наверное с этим ни чего нельзя поделать:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *