Category archives: Как управлялась византийская империя при юстиниане

Чем интересна для нас история Византии и поучительна ли она? В этом году произошел раздел Римской империи: Император Феодосий I разделил власть между своими сыновьями на Западную и Восточную части. С этого времени начинается история Византии, которая стала своеобразным мостом между Западом и Востоком. Пережив взлеты и падения, не раз побывав на грани гибели, Византийская империя просуществовала более тысячи лет - дольше, чем любая империя нового времени.

Название "Византия" появилось в трудах европейских ученых шестнадцатого века, чтобы провести различие между западной и восточной частями Римской империи. Жители восточной части империи считали себя наследниками Рима, называли свое государство "Romea", то есть "Рим", а себя "Romans", то есть "римляне". С XIX века, когда в истории сформировалась наука "византинистика" или "византиноведение", название страны "Византия" прочно вошло в научный оборот.

В статье будет использоваться устоявшийся термин "Византия". Первоначально "Византией" назывался древний город, расположенный на берегах Босфора. Византия стала оплотом римского императора Константина во время его войны с соперником за влияние на Римскую империю, а после победы Константина в году город был превращен в столицу и переименован в Константинополь или "Новый Рим".

В Древней Руси Константинополь называли "Царьградом", Византию - Греческим царством, а византийцев - греками по господствовавшей в государстве греческой культуре. При императоре Константине I Великом население Византии составляло около 18 миллионов, для сравнения: в то же время население римской Британии составляло 3,6 миллиона. Население было преимущественно греческим и эллинистическим; основными языками были латынь для официальных документов до VI века.

В период расцвета империи ее площадь составляла около миллиона квадратных километров с населением около 35 миллионов человек. Византийская концепция империи и ее влияние на развитие страны и ее отношения с другими странами За свою более чем вековую историю Византийская империя имела разных правителей - великих и бездарных, прославленных и ненавистных, творцов и предателей.

Но только государство с прочным фундаментом могло выдержать все превратности, прекратить свое существование почти на пятьдесят лет после взятия Константинополя крестоносцами в году и возродиться вновь. Основой государства стала правовая система, созданная императором Константином Великим в годы его правления. Византийская система права получила дальнейшее развитие при императоре Юстиниане. В законе сочетались демократический и теократический принципы правления.

Демократический принцип правления проявлялся в традиции избрания нового императора и провозглашения его народом на Константинопольском ипподроме. Наследственный принцип передачи власти отсутствовал. Правитель заранее объявлял своего преемника, который после процедуры народного согласия становился равноправным с императором. Случалось, что к власти приходили и неродовитые люди, например, императоры Юстиниан и Юстиниан Великий происходили из крестьян. Теократическая сторона правления должна была закрепить твердое убеждение: власть дается императору по божественному повелению.

Теократическая сторона правления должна была закрепить твердое убеждение: власть дается императору по божественному повелению.

Если правитель становился тираном, то это была не его вина, а проявление греховности народа, которого Бог наказал приходом тирана. Связующим звеном, объединившим множество народов империи в единое государство, была христианская религия и церковь. Миланским эдиктом 1916 года особенностью Византийской империи было признание двух основных столпов общества: патриархальной власти церкви и имперской власти государства. Император поддерживал церковь и присутствовал на Соборе.

Церковь, в свою очередь, не препятствовала возвышению императора: например, на золотом медальоне чеканился момент, когда Бог возложил корону на голову Константина - это признавало божественное происхождение правителя.

Императорская церемония была призвана продемонстрировать величие императора. Божественное происхождение власти правителя подчеркивалось наличием двух мест на императорском троне: одно для земного царя, другое - для умозрительного Царя Небесного. Исключительным правом императора было обладание символами власти.

К ним относились "сфера", меч, шелковый мешочек из земли акации, напоминающий о бренности жизни, императорские цвета - пурпурный и белый, использование золота для доспехов и нарядов. Государственным гербом был черный двуглавый орел на золотом фоне, символизирующий власть императора над Западом и Востоком. Божественное происхождение власти императора было отражено в особом правиле: при появлении императора все присутствующие, независимо от их положения в обществе, должны были поклониться и коснуться лбом земли.

Власть правителя над народом была практически неограниченной: он безжалостно приказывал казни в духе того времени, когда Константин Великий приказал казнить собственного сына и племянника, отправлял людей в изгнание, имел право снимать с должности. В церковных делах император или император-басилей, как его называли с VI века, имел право назначать и увольнять константинопольских патриархов. Под влиянием идей христианства Константин отменил распятие как вид смертной казни.

В ознаменование дня победы в битве за престол воскресенье было объявлено выходным днем для всех, кроме крестьян. Чтобы создать баланс сил между государством и церковью, император Юстиниан провозгласил принцип "симфонии" созвучия властей. Симфония государства и церкви в Византии охватывала все сферы власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Например, в VI веке существовал "Вселенский суд Рима", где 12 судей назначались императором из числа клириков; в IX веке при патриархе Фотии церковные власти участвовали в составлении свода законов.

Иногда "симфония" власти давала сбои: например, патриарх Константин II был казнен по приказу императора в году; бывали случаи, когда влиятельные патриархи отлучали императоров за неканонические действия. Во внешней политике проявился взгляд на Византию как на исключительное государство, наследницу Великой Римской империи. Византия не стремилась к мировому господству, но считала, что нет государств, равных ей по моральному превосходству.

Византийская империя считала своего императора главой всех правителей мира, императором для всех остальных христиан и отцом всех христианских народов. В период расцвета империи правители других государств пытались получить их титулы или благословение патриарха в Константинополе - это укрепляло статус правителей.

Расцвет Византийской империи Символом и показателем процветания страны Византийской империи был Константинополь, устроенный за шесть лет по образу и подобию Рима, но с большей пышностью.

В Византийской империи был город Константинополь. <Для строительства города были привлечены лучшие архитекторы, скульпторы и художники со всей империи. Античные традиции сохранялись в ремесле, архитектуре и искусстве, но Византия пропагандировала их, используя все богатство своей многонациональной культуры.

Византийские ювелирные изделия были самой важной частью города.

Византийское ювелирное искусство щедро обогащало искусство других народов. Так, техника ювелирной эмали появилась на Руси; греческие мастера готовили витражи для храмов и изготавливали стекло в мастерских, где совместно работали русские и византийские мастера.

Византийские ремесленники

Византийские ткачи из Малой Азии производили великолепные ткани, в том числе шелковые, которые распространялись по всей Европе. Византийская иконография, с ее акцентом на глаза, на протяжении веков была образцом вневременного искусства. При императоре Юстиниане был построен самый прекрасный в мире собор, Святая София Премудрость Божия, который стал новым центром христианства.

Кварталы новых домов, библиотек, ипподромов, терм, акведуков в Константинополе создали условия для цивилизованной жизни. При Юстиниане и его жене Феодоре Византия стала "палладиумом наук и искусств". <Писания Кирилла и Мефодия распространились по всему миру. Понимая опасность иноземных вторжений, правители страны не забывали об обороне: Константинополь был окружен мощными оборонительными стенами и укреплениями, которые враг не мог взять в течение нескольких месяцев.

Огромные суммы, вложенные в город, привлекали новых жителей, переезд которых поощрялся налоговыми льготами, раздачей земли рабам в аренду и заменой рабского труда крестьянским землевладением. Чтобы обеспечить регулярный сбор налогов, свободные граждане стали прикрепляться к определенному месту жительства, земле и ремеслам.

Фонд стал настолько огромным, что не помещался в сокровищнице, и для него пришлось вырыть подземные лабиринты, где хранились все государственные сокровища. Сказка о Византии с ее высокоразвитой торговлей и большими возможностями для развития ремесел, о новых городах, где развивались наука и искусство, о великолепном дворе и богато обставленном церемониале по образцу восточных правителей, распространилась по всему миру и привлекала новых жителей и купцов.

Финансовая состоятельность позволила Византии, единственной стране в мире, выпустить золотую монету в форме солнца - солид, вес и проба которого не менялись в течение нескольких веков.

Византийская экономика была самой мощной в Европе. Споры о причинах гибели Византии, порой затихая, разгораются вновь, когда появляются новые мысли или новые подходы к проблеме. Так было и в год после выхода документально-публицистического фильма архимандрита Тихона Шевкунова "Гибель империи. Византийский урок", в котором автор прямо, используя современную терминологию, провел аналогию между современным состоянием России и состоянием Византии накануне ее гибели. <По словам известного историка Н. Нарочницкой, фильм обсуждался "даже в трамваях", его критиковали или поддерживали политологи и историки. Острота и широта полемики выявили тревогу за судьбу России. Почему погибла Византийская империя? Не проводя аналогий, выделим основные причины, приводимые в различных источниках. Постоянная борьба за престол. Несмотря на красивую концепцию "симфонии власти", насильственный захват власти, присущий средневековым государствам, преобладал. Дворцовые перевороты, насильственная смерть правителей или их наказание ослеплением или изгнанием не были чем-то исключительным.

Даже прославленный император Юстиниан был на грани смерти, когда во время скачек на ипподроме вспыхнула драка между политическими группировками, переросшая в восстание. Зачинщики были казнены императором. Разрыв между основной массой народа и аппаратом правительства. Между центральным правительством и всеми подданными империи стояла огромная армия бюрократии. В первые века существования империи строгие законы ограничивали произвол чиновников, но со временем слуги научились находить лазейки в законах, стремясь к собственному обогащению.

При слабых императорах чиновники могли создавать обширные поместья и устанавливать там свои порядки. Возникли семейные кланы богатых людей, имевших огромное влияние на правительство - Аристотель называл их олигархами. Стремление чиновников к обогащению распространилось и на государственную собственность. Государственная казна была расхищена; фонд, созданный Василием II, исчез через несколько десятилетий.

Воровство и предательское поведение олигархов оказали разрушительное влияние на судьбу Византийской империи в последний период ее существования: деньги, отпущенные государством на укрепление стен Константинополя, были присвоены высшими чинами, которые распространили свое влияние на армию. После падения Константинополя в году многие из них отправились служить в Османскую империю. Например, главнокомандующий византийским флотом, присвоивший огромные сокровища, отдал их турецкому султану.

Изменилось отношение властей к армии. В первые века существования империи армия пользовалась почетом и уважением в обществе. Императоры заботились о высоком моральном духе солдат, вдохновляя их на подвиги перед сражениями. Государство не жалело средств на оснащение армии и поощряло власть имущих одаривать солдат подарками и привилегиями.

Приблизительно с XI века, особенно после смерти Василия II, когда бюрократия окрепла и получила доступ к власти, ее презрение к простому народу распространилось и на армию: солдат стали называть джентри, им уменьшили жалованье и лишили привилегий

.

Византийцы больше не желали служить в армии, и их заменили наемники, которым платили больше, чем византийцам. Наемная армия, щедро вознагражденная земельными пожалованиями, не пользовалась уважением византийцев, а наемники не желали умирать во имя защиты Византии и часто покидали поле боя - именно тогда Византия начала терпеть поражения от внешнего врага.

В последней битве года значительную часть войска составляли наемники. Сложность управления многонациональной империей.

Навигация

thoughts on “Как управлялась византийская империя при юстиниане

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *