Category archives: К реформам Избранной Рады относится

Найти: Избранная Рада. Объединение русских земель в Московское государство еще не означало их слияния в единое политическое и экономическое целое. В течение XYI века даже предпринималась попытка направить политическое развитие страны по европейскому пути. В случае ее последовательной реализации этот вариант централизации страны мог привести к формированию в России представительной монархии, как во многих западноевропейских странах.

Эта попытка была связана с деятельностью так называемой Избранной рады (Избранной рады), которая в конце 15-х годов XVI века была неофициальным правительством страны. Она состояла из представителей различных слоев господствующего класса, симпатизировавших царю Ивану IY: главы Челобитной приказчика Алексея Адашева, князя Андрея Курбского, дьяка Посольской канцелярии Ивана Висковатого, митрополита Макария, придворного священника Сильвестра и других.

За более чем десять лет пребывания у власти Избранной Раде удалось провести комплексную программу реформ. С этого времени и до середины XII века Земские соборы занимали особое место в системе государственных институтов. Их созыв объявлялся царской грамотой. Земские соборы обсуждали важнейшие вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов и государственного строительства. <Вопросы обсуждались сословиями "по палатам". Но принимались они всем составом Совета>. В исторической литературе нет единства мнений о роли земского собора в государственном устройстве страны. Уже в историографии XIX в. одни историки, разделявшие славянофильские взгляды, идеализировали Земские соборы, называли их "советами всей земли", видели в них "единение" царя с "земством". Другая группа исследователей, напротив, считала их бессильными органами, созываемыми только в случае острой необходимости.

В дальнейшем также высказывались различные точки зрения, начиная от мнения, что земские соборы ограничивали власть московских царей С. Юшков до полного отрицания их представительного характера В. Он опирался на Судебник года. В нем подтверждалось право крестьян ходить на Юрьев день.

Печать Ивана IV Новое законодательство усиливало власть феодала над крестьянами: первый становился ответственным за преступления, совершенные вторым; помещик назывался "государем" крестьянина. Кодекс отразил тенденцию к централизации страны, что проявилось, прежде всего, в ограничении прав губернаторов и волостелей. Он расширил круг вопросов, регулируемых центральной властью. Появилось понятие государственного преступления.

К ним относились особо тяжкие преступления, заговоры и мятежи. Усиление центральной власти привело к развитию внесудебных, внеправовых форм наказания. Появилась своеобразная форма судопроизводства: если подозреваемого обвиняли в том, что он "лихой человек", этого было достаточно для применения пыток. Впервые в Судебнике были введены наказания для бояр и сексторщиков, ограничены права наместников и волостелей. В х гг. в ходе реформ завершилось формирование приказной (канцелярской) системы управления, построенной преимущественно по отраслевому принципу.

Большинство приказов выросло из Дворцового и Казенного в связи с расширением их функций. Они создавались по мере необходимости, часто без четкого определения их функций, организации и деятельности. Теперь они превращались в постоянно действующие государственные органы со своей компетенцией, штатом, канцелярией "избы", самостоятельными структурными подразделениями.

Во второй половине XI века важнейшую роль в государственной системе играли тюрьмы. Одной из них был посольский приказ (канцелярия), который ведал дипломатической перепиской, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных. Другой Приказ (Приказ Поместный) занимался распределением поместий среди дворян.

Кадетский корпус ведал передовыми военными людьми, назначал губернаторов в полки, руководил военными действиями; Разбойный приказ выполнял административно-полицейские функции; Ямской приказ ведал почтовой службой и некоторые другие приказы. <Особое место занимал Челобитный приказ: он занимался приемом и сортировкой прошений на имя царя. Этот приказ (канцелярия) был своего рода надзорным органом государства. <Некоторое время спустя стали появляться территориальные или региональные приказы. Первым таким приказом (канцелярией) был Приказ Казанского дворца. Формирование системы Приказов позволило централизовать управление страной. Особенностью системы Приказа было то, что Приказ выполнял не только административные, но и судебные функции. Поэтому руководителей приказных воинов обычно называли судьями. Помощниками боярина-судьи были дьяки. Последние вели делопроизводство, выполняли отдельные поручения, руководили структурными подразделениями - столами.

В году был созван так называемый Стоглавый собор, в сборнике его решений были главы, отсюда и название "Стоглав". Он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни. Собор, возглавляемый митрополитом Макарием, унифицировал церковные обряды, установил единый общерусский пантеон святых, запретил нововведения в иконописи. По его решению монастырям запрещалось давать взаймы деньги "на рост", просить у царя без нужды новые земли и льготные пожалования, а также покупать родовые поместья "без доклада" царю. <1> При участии Ивана IY Собор принял меры по искоренению безнравственности среди духовенства. В частности, по его решению монахам запрещалось пить водку, а вино, пиво и мед разрешалось. Протопопам было поручено следить за тем, чтобы священники не приходили в церковь в нетрезвом состоянии, не сквернословили и не устраивали драк в доме Божьем. Собор также сохранил один из пережитков удельного периода: духовенство и "церковные люди" подлежали суду епископов, а не государства.

В XVI веке власть губернаторов и волостелей была упразднена и заменена выборными губными и земскими учреждениями. Компетенция последних определялась специальными уставами. Что касается губных учреждений, то они осуществляли административно-политические и судебные функции на местном уровне. Они состояли из губных изб, во главе которых стояли губные старосты, избираемые дворянами и детьми боярскими.

В помощь им избирались канцлеры из числа зажиточных крестьян и горожан, которые давали присягу целовать крест, и полицейские: сотники и десятники.

Губная изба подчинялась территории уезда - губы, которая первоначально совпадала с волостью или городом, а позднее включала один или два уезда. Земские учреждения возникли несколько позже земских. В компетенцию земских учреждений входили сбор государственных налогов, надзор за исполнением повинностей, решение гражданских и мелких уголовных дел.

Члены земств также формировались путем выборов. В уездах и волостях крестьяне земских и дворцовых земель избирали из своей среды "любимых голов" - земских старост и "лучших людей" - земских управителей и судей. Территория, на которой действовало земство, совпадала с городом или волостью.

В оценке этой реформы местного самоуправления среди историков существует два подхода. Один из них - С. Платонов, И. Фроянов считают, что в целом это был "удар" по центральной власти. Реформа, по их мнению, способствовала развитию местного самоуправления, формированию "снизу" сословно-представительного государства.

Другие историки В. Ключевский и М. Шумилов считают, что в этой реформе проявилась первостепенная забота о государственных интересах, ради которых правительство воспользовалось "имеющимися зачатками земского самоуправления". <В ходе реформ Избранной Рады местничество было упорядочено. Теперь в местнических спорах могли участвовать только аристократические кланы, "родовичи". Их состав был точно определен официальным генеалогическим справочником, составленным в середине XVI века. Все назначения фиксировались в разрядных книгах, которые с середины XVI века.

Эти записи систематизировались в официальном "Государевом Разряде": только на него теперь можно было опираться в волостных спорах. Преобразования коснулись и вооруженных сил страны. До реформ в Московском государстве был установлен порядок, при котором каждый, кто владел землей, будь то помещик или дворянин, был обязан нести военную службу пропорционально своему землевладению. Был составлен "Устав о службе", который официально определял эту меру: "человек на коне и в полном вооружении" должен был выходить из четверти десятины пахотной земли.

Владелец дер. Вотчинный или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Московские дворяне, общее число которых достигало нескольких тысяч, выступали в поход с десятками, а иногда и сотнями своих вооруженных холопов.

В то же время несколько тысяч столичных дворян были рассеяны по полкам провинциального дворянства, где они занимали должности полковников и "голов", то есть батальонных и ротных командиров.

Подмосковные дворяне, как и московские дворяне, занимали должности полковников и "голов", то есть командиров батальонов и рот.

До Москвы поместья получали "дети боярские и лучшие слуги". Вместе с лучшими провинциальными служилыми дворянами они составляли целый корпус царской гвардии и получали годовое жалованье от государства. Первоначально их общая численность составляла 3 000 человек. В армию стали привлекать небольшое количество иностранцев. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались "служилыми людьми своей страны", то есть по рождению.

Стрельцы, пушкари и городовые стражники относились к группе "служилых людей по рекрутскому набору", то есть по найму. Тыловые работы по обороту и строительству зданий возлагались на ополчение, состоявшее из монастырских крестьян и посадских людей.

Навигация

thoughts on “К реформам Избранной Рады относится

  1. Есть небольшие замечания, конечно… Но в общем, все соответствует действительности. Хороший блог, занес в Избранное.

  2. Не могу сейчас поучаствовать в обсуждении - нет свободного времени. Но вернусь - обязательно напишу что я думаю по этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *