Category archives: Если у тебя есть порох, дай мне огня

Эта песня произвела огромное впечатление не только на поклонников Цоя, но и на других музыкантов, записавших свои версии "Кукушки". Каждый исполнитель привносил что-то новое в понимание песни, но каков был ее первоначальный смысл? Давайте обратимся к построчному анализу, чтобы понять это. Есть так много ненаписанных песен, скажи мне, кукушка, спой - с самых первых строк появляется ключевой символ песни - кукушка. Конечно, это не просто птица, это метафора судьбы, обреченности, некой обреченности.

Кукушка - не просто птица, это метафора судьбы, обреченности, некой обреченности.

На протяжении всей песни Цой обращается к этому молчаливому "собеседнику". - кукушку. Давайте исследуем этот образ немного глубже. Согласно поверью, если задать кукушке вопрос: "Сколько мне осталось жить? Но у Цоя исчисление времени происходит иначе: не в годах, а в песнях. Здесь на первый план выходит его творчество, а не повседневная жизнь.

Для него не так важно, сколько лет он будет топтать эту землю, ему важно знать, что еще он сможет написать и спеть. И, заметьте, кукушка тоже должна ответить песней - "петь", хотя все мы знаем, что кукование этой птицы мало похоже на песню. В городе или в деревне, лежать как камень или гореть как звезда - эти дихотомические образы раскрывают стремления лирического героя.

Город здесь символизирует принадлежность к большинству, к обывателям. Деревня - это небольшое поселение, жители которого как бы отделились от другого поселения. Мне кажется, что здесь деревни символизируют небольшое сообщество единомышленников или даже уединенную, отшельническую жизнь, которая контрастирует с большим шумным городом, вспомните другую песню Цоя, "Муравейник".

Что выбирает наш герой между перспективой "лежачего камня" и "горящей звезды", тоже понятно, но обратите внимание, что оба эти образа ассоциируются со смертью. Лежачий камень, под которым, как известно, не течет вода, - это не только метафора обывательства, но и символ смерти, как моральной, так и физической. Гореть, как звезда, освещая жизнь других, - более интересная возможность, но горение обязательно подразумевает сожжение, а значит, снова смерть.

Вспомните в "Звезде по имени Солнце": И способен до звезд добраться, Не считая это мечтой, И упасть, опаленный звездой По имени Солнце. Кстати, солнце в "Кукушке" тоже играет не последнюю роль. Солнце мое, посмотри на меня - моя ладонь превратилась в кулак, И если есть порох, дай и огня, вот так.

Посмотри на меня, моя ладонь превратилась в кулак.

Обращение к солнцу здесь можно интерпретировать по-разному - это может быть обращение к конкретному человеку или к нематериальной сущности, такой как счастье или удача.

Я думаю, что последнее ближе к истине, особенно если учесть многогранность образа Солнца в песнях Цоя. Удача отвернулась от героя, бросила его, и он просит ее "посмотреть" в его сторону, посветить своими лучами. Другими словами, он просит судьбу-кукушку быть к нему более благосклонной и дать ему возможность бороться: "если есть порох, дай ему огня".

Виктор Цой исполняет песню "Кукушка" Образ ладони, превращенной в кулак, не менее символичен. Открытая рука, повернутая ладонью вверх, всегда означала предложение мира, показывая, что человек безоружен и не собирается нападать.

Открытая рука, повернутая ладонью вверх, всегда означала предложение мира, показывая, что человек безоружен и не собирается нападать. <Открытая ладонь - знак дружбы, доброты, согласия. Но герой говорит, что его ладонь "превратилась в кулак" - именно так, не сжалась в кулак, а навсегда превратилась в него. Что означает кулак, думаю, объяснять не нужно. Больше нет мирного предложения, больше нет безоружного. Герой занял враждебную позицию по отношению к окружающему миру. Осознавая свою важную роль творца, который должен вести за собой будущие поколения, Цой задается вопросом судьбы-кукушки: Кто последует за одиноким?

Сильные и храбрые сложили головы на поле, в бою. Снова образ войны, битвы, но с кем эта битва? Я думаю, что здесь противоборствующей стороной является жизнь, тяжесть повседневной конформистской жизни, а возможно, и давление властей. Мало кто остается в светлой памяти, в трезвом уме и с твердой рукой в строю - наш герой чувствует себя тем самым воином, который остался один в поле.

И он сомневается, что кто-то захочет добровольно повторить его одинокий подвиг, поэтому задумывается, нужны ли все его "ненаписанные песни", или в них вообще нет смысла. Но это остается за кадром, за кулисами. Виктор Цой поет песню "Кукушка" Где ты теперь, воля вольная, с кем ты теперь встречаешь нежный рассвет, ответь - уже в третий раз герой задает вопрос не конкретному человеку, а абстрактной сущности.

Сначала это была Судьба-кукушка, затем Счастье-солнце, а теперь Воля. На первый взгляд можно подумать, что такой вопрос мог быть адресован женщине, но мне кажется, что под словами "С кем нынче встречаешь ты ласковый рассвет" буквально подразумевается вечный вопрос "Кому на Руси жить хорошо? Если я сейчас не чувствую себя свободным, если я не на свободе, то кто тогда? Вот что хочет знать лирический герой. И он действительно не чувствует себя свободным: Хорошо с тобой, но плохо без тебя, голова и плечи терпеливо под плетью.

Такова цена неравной борьбы с окружающим миром, с системой, в которой одинокого воина некому поддержать. Но обратите внимание, что голова и плечи названы "терпеливыми", что явно свидетельствует об усталости, желании закончить битву.

Может ли человек, чьи ладони уже превратились в кулаки, выйти из этого состояния постоянной войны, в котором он оказался? Ответа мы не узнаем, потому что волею судьбы-кукушки Виктор Цой закончил свой жизненный путь, а мы можем лишь интерпретировать смысл песни "Кукушка", основываясь на собственных догадках.

Поделитесь в социальных сетях:.


Навигация

thoughts on “Если у тебя есть порох, дай мне огня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *