Category archives: Доказательства существования Бога Фомы Аквинского

Религия Доказательства существования Бога. Декарт Когда Фома Аквинский сформулировал свои "пять путей", он не создал принципиально новых доказательств. Первые три доказательства уже существовали у Маймонида. При этом первые два встречаются у Фараби и Авиценны. Доказательство Ансельма, основанное на концепции совершенства, похоже на "четвертый путь". А пятое доказательство Фомы Аквинского, по сути, является телеологическим доказательством в той форме, которую такие схоласты, как Тьерри из Шартра и Гильом из Конша, Вильгельм Коншский, получили путем адаптации доказательства из "Тимея" Платона.

Конечно, Фома Аквинский формулировал свои доказательства в контексте своей философии, которая следует Аристотелю более внимательно, чем большинство его христианских предшественников.

Сущности движутся. Доказательство через движение означает, что все, что движется, когда-либо было приведено в движение чем-то другим, которое, в свою очередь, было приведено в движение чем-то третьим. Именно Бог оказывается первопричиной всякого движения. Доказательство от производящей причины - это доказательство, аналогичное первому. <Поскольку ничто не может породить само себя, есть нечто, что является первопричиной всего, - это Бог. Доказательство через необходимость заключается в том, что каждая вещь имеет возможность как потенциального, так и актуального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то ничего не возникнет. Должно быть что-то, что способствовало бы переводу вещи из потенциального состояния в актуальное.

Это нечто и есть Бог. Доказательство из степеней бытия - о различных степенях совершенства объекта можно говорить только через сравнение с самым совершенным. Это означает, что самое прекрасное, самое благородное, самое лучшее - это Бог.

Доказательство через целевой разум. В мире разумных и неразумных существ мы можем наблюдать целесообразность деятельности, а это значит, что существует разумное существо, которое предполагает цель для всего, что есть в мире - это Бог. Доказательства существования Бога. Кант Кант опроверг все теоретические доказательства существования Бога. Без веры в Бога, считал он, не может быть уверенности в существовании морального порядка в мире. Ведь принцип детерминизма причинно-следственных связей, по сути, является самым общим законом мироздания.

Человек также подчиняется этому закону. Но бывают случаи, когда человек может действовать свободно, ничем не принуждаемый. То есть как бы просто так. Теперь следует предположить, что каждый человеческий поступок имеет свои причины. Тогда награждать за поступки нужно не людей, а эти самые "причины", и сажать в тюрьму их, а не тех, кто совершил преступление.

Иначе говоря, где нет свободы, там нет ответственности, а значит, не может быть ни закона, ни морали. Иммануил Кант считал, что отрицание свободы человека равносильно отрицанию всякой морали.

С другой стороны, даже если я могу увидеть в действиях другого человека, почему он поступил так, как поступил в той или иной ситуации, взглянув на себя, я должен признать, что, по большому счету, я действую свободно. <Иными словами, несмотря на мои обстоятельства, мою индивидуальность, мою наследственность и т.д., это и есть свобода>. Как считал Кант, именно в это время история всей Вселенной как бы начинается с меня.

Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего, чем я мог бы оправдать подлость, на пороге которой я стою. И есть еще один принцип: только те люди, которые имеют право "экстерриториальности", то есть дипломатический корпус, не подчиняются его законам внутри страны. Итак, человек не подчиняется Основному закону Вселенной, а значит, не является ее частью. Мы имеем статус экстерриториальности в этом мире; мы - посланники.

Мы - посланники того иного, нематериального мира, в котором действует принцип Свободы и Любви, а не детерминизма. В мире есть Существо, которое не подчиняется законам материи.

И мы являемся его частью. Из вышесказанного можно сделать простой вывод: мы свободны, а значит, Бог существует. Декарт считал, что Бог, хотя сам и не связан законами человеческой истины, тем не менее является источником "врожденного знания" человека, которое включает в себя саму идею Бога, а также логические и математические аксиомы. От Бога, считал Декарт, происходит и наша вера в существование внешнего материального мира.

Бог не может быть обманщиком, а значит, эта вера истинна, и материальный мир действительно существует. Рассуждения Декарта сводятся к следующему: "Человеческое "я" - это субстанция, вся суть которой состоит в мышлении и которая может существовать где угодно и без всякой материи".

Мое "я" - это субстанция, вся суть которой состоит в мышлении и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. <Мое "я", то есть моя душа, благодаря которой я есть то, что я есть, совершенно отлична от тела и более легко познаваема, чем тело, и если бы не было тела, душа не перестала бы быть тем, что она есть - душа мыслит". Таким образом, философ приходит к неоспоримому факту, что человек - это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, что, в свою очередь, подтверждает справедливость этих правил, ведь было бы излишним доказывать: чтобы мыслить, необходимо существовать.

Чтобы мыслить.

Навигация

thoughts on “Доказательства существования Бога Фомы Аквинского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *